Компьютер в приставочной упаковке

Давайте оговоримся сразу. Xbox – это никакая не консоль, а просто обычный персональный компьютер, запакованный в удобный кейс. Вместо управления клавиатурой и мышкой (хотя их тоже можно подключить) приделали джойстики. Ничего нового в этой сфере Билл Гейтс не смог придумать, а жаль.

На создание своей первой игровой платформы, которая должна была стать идеальной во всех отношениях, Microsoft потратила огромные средства. В итоге мощнейший центральный процессор Pentium-III с частотой 733 МГц был разработан компанией Intel, за материнскую плату и графический процессор, основанный на видеокарте GeForce 250 МГц, отвечала Nvidia. Xbox несёт на борту 64 Мб оперативной памяти, а в качестве носителей информации используются: жёсткий диск ёмкостью 8 Гб, DVD-диски (2x-5x скоростной DVD-привод) и карта памяти на 8 Мб для переноса сейвов с одной приставки на другую. Снабжённая сетевой картой, приставка позволяет выходить в интернет и пользоваться сетью, специальной разработанной Microsoft для своего детища - Xbox Live. Позже большинство выпущенных игр для данной консоли должны были поддерживать именно эту службу для игры онлайн.

Xbox имеет 4 слота для джойстиков, которые помимо своей основной функции, могут служить для подключения различных дополнительных устройств и объединения приставок между собой. 

Джойстик Xbox требует отдельного описания, т.к. представляет собой весьма нестандартное решение в своей области. Изначально внимание привлекают две аналоговые ручки, расположенные в двух противоположных углах. С левой стороны стандартная цифровая крестовина и одна из аналоговых ручек расположены таким образом, чтобы расстояние между ними и пальцем было одинаковое - это позволяет в любой момент легко переключиться с одного типа управления на другое. Справа расположены 6 кнопок: A, B, X, Y и 2 дополнительные кнопки – Белая и Чёрная. Все кнопки работают в аналоговом режиме. Посередине между крестовиной и правой аналоговой ручкой находятся кнопки Back и Start. На тыльной стороне джойстика находятся два порта USB, служащие для подключения карты памяти и других устройств.

Особо хочется отметить разъём в середине соединительного кабеля. Представьте себе ситуацию, когда кто-то цепляет ногой кабель и приставка, с винчестером на борту, летит на пол. Microsoft позаботилась об этом, и кабель разъединяется при определённой нагрузке.
Стандартный контроллер, известный как "Duke" с самого начала поставлялся с каждой приставкой, за исключением Японии. Его жёстко раскритиковали за громоздкость. Так, в 2001 году журнал Game Informer нарёк его "Ошибкой Года", а в геймерском издании Книги Рекордов Гиннеса от 2008 года его назвали самым большим контроллером. Редактор IGN Craig Harris назвал его вторым худшим контроллером всех времён. 

"Controller S" – уменьшенный, облегчённый контроллер Xbox изначально стандартно поставлялся только с консолями для Японского рынка (кодовое название "Akebono"). В виду его бурной популярности, он вскоре стал входить в стандартную поставку, а Duke стал доступным в качестве аксессуара.

Борьба за место под солнцем

Так как у Microsoft денег хоть отбавляй - Билл Гейтс не пожалел средств на приглашение разработчиков программировать под свой ящик. Но переговоры с разработчиками не всегда проходили гладко. Некоторых ярых приверженцев PS2 приходилось в буквальном смысле пришлось осаждать не один месяц (Electronic Arts не один год). 

Готовясь к запуску, Microsoft, в июне 2000 года покупает за 30 миллионов долларов независимого разработчика игр Bungie, позже выпустившую легендарный хит Halo: Combat Evolved. Приобретение Bungie пошло на пользу Xbox. В 2002 году Microsoft обгоняет Nintendo по продажам приставок в США. В сентябре 2002 года поглощается легендарная Rare за страшную сумму в 375 миллионов...

Ноябрь 2001 года ознаменовался двумя важнейшими событиями в игровой индустрии: Sega официально прекращает поддержку своего Dreamcast (фанаты, особенно в бывшем СССР были просто в шоке), а 15 числа Xbox появляется в США. Microsoft развернула грандиозную рекламную компанию, первые экземпляры новой приставки покупатели получили непосредственно из рук самого Билла Гейтса. Ничто не могло остановить это вторжение, даже тот факт, что первая партия консолей была бракованной. 

Сконцентрировав следующий основной удар на Японии (22 февраля 2002 года), Microsoft откладывает Европейский запуск консоли на 14 марта, хотя, именно в Старом Свете приставку встретили тепло. 

Самое интересное, что при относительном успехе в Америке, продажи Xbox в Японии провалилась. Геймеры Востока, как и производители игр, предпочли PS2 и GameCube. Общественные опросы показали, что в 50% случаев приставки от Sony и Microsoft используют в первую очередь как DVD-плееры, а потом уже как игровые приставки. Напомню, консоль от Nintendo появилась в продаже 14 сентября 2001 года - что дало GameCube небольшую фору перед Xbox. 

В августе 2005 года компания NVIDIA остановила производство графического чипа для Xbox, что ознаменовало окончание производства Xbox и переход к выпуску новой консоли - Xbox 360, поступившей в продажу 22 ноября 2005 года c графическим чипом от ATI на борту.

Со 2 марта 2009 года уже нельзя будет отремонтировать Xbox с истекшим гарантийным сроком. По сути, Microsoft таким образом открестилась от своего детища, т.к. гарантия на приставку составляет всего 90 дней.

Суммарно было продано 24 миллиона приставок: 16 миллионов Xbox в Северной Америке, 6 миллионов в Европе и 2 в Азии.

Операционная система

Операционная система для Xbox – радикально модифицированная Windows 2000. Во время адаптации в Windows 2000 было изменено много кода, (в части, отвечающей за работу с файловыми системами), поэтому операционную систему этой игровой приставки нельзя причислять к линейке Microsoft Windows. Специалисты называют её "Xbox OS". Тем не менее, в системе используется API, схожее с MS Windows, в частности, DirectX 8.1.

Пользовательский интерфейс для Xbox назвали Xbox Dashboard. Он включает в себя и медиа плеер (Xbox Media Center или XBMC) для прослушивания музыки с CD. Музыку можно грабить на жёсткий диск, и затем прослушивать с него. Так же можно управлять сейвами, музыкой и контентом, загруженным с Xbox LIVE. Пользователи Xbox LIVE могут управлять своими аккаунтами.

Сервис Xbox LIVE появился только в 2002 году, и для доступа к нему нужно было приобрести специальный набор Xbox LIVE, включающий в себя наушники с микрофоном, подписку и приложения. Пока Xbox поддерживается Microsoft, Xbox Dashboard несколько раз обновлялся через Xbox LIVE, чтобы обуздать читеров и добавить новые возможности.

Альтернативные операционные системы
Если кто не в курсе – приставку достаточно быстро взломали, превратив в медиа центр на базе XBMC. Ещё одним успехом можно считать портирование Линукса на Xbox. Вот список операционных систем, под которыми научили работать ящик на букву "X": Xbox Linux, FreeBSD, Windows CE, Windows 98 и Mac OS X.

Xbox Live
15 ноября 2002 года Microsoft, наконец-то, запустила игровой онлайн сервис Xbox Live, дающий возможность подписчикам играть в онлайн игры Xbox с другими подписчиками, в любой точке земного шара, а так же, скачивать на жёсткий диск новый контент. Сервис нуждается в широкополосном интернете. В течение 2 месяцев было уже почти 250.000 подписчиков. В июле 2004 года Microsoft сообщила, что у неё уже есть 1 миллион подписчиков, а в июле 2007 года их стало аж 3. В мае 2009 года общее число подписчиков сети Xbox Live дошло до отметки в 20 миллионов! Последние успехи связаны с тем, что была запущена улучшенная версия сервиса, и армия подписчиков пополнилась пользователями Xbox 360.

Аппаратная часть

Xbox стала первой популярной игровой приставкой, содержащей в себе жёсткий диск. Он использовался в основном для сохранения сейвов в ZIP формате и для файлов, загруженных с сервиса Xbox Live. Это сделало необязательным использование карт памяти. Большинство игр также использовали диск для кэширования временных данных, что ускоряло загрузку с DVD дисков. Некоторые игры поддерживают функцию "пользовательские саундтреки" - пользователь может установить в игре проигрывание своих треков, хранящихся на жёстком диске, вместо тех, что встроенны в игру. 

Хотя Xbox основан на ПК-архитектуре и работает под управлением урезанной версии ядра ОС Windows 2000, консоль имеет ряд отличий, в том числе оптимизацию под использование для игр, а также ограничения, внесённые для того чтобы пользователь не мог использовать приставку неразрешёнными способами. Такая же схема (ПК в качестве основы и урезанная Windows) была использована в развлекательной системе Tandy VIS.

Модификации

Сейчас модно модифицировать приставку косметически, посвящая ее некоторым известным играм, и Xbox не избежал той же участи. 2 мая 2003 года Microsoft выпустила в Европе 200000 консолей, выполненных в прозрачно-зеленом (цвета хаки) стиле. Посвящались она игре Halo. Также была косметически измененная версия Crystal White Xbox, то есть кристально-белая. Она была выпущена в Канаде в сентябре 2004 года (замечена и в Европе). Да много их было, модификаций по виду. Перечисляю: в феврале 2004 года Xbox 2nd Anniversary Pure White Limited Edition (1000 единиц за 180$ каждая), в марте 2004 года Xbox Kasumi-chan Blue Edition (специально для японцев, посвящена иге Dead or Alive Online, 5000 единиц), в декабре 2002 года Xbox Panzer Dragoon Orta Special Edition (всего 999 единиц о цене в 359$ каждая), в 2002 году еще вышел Xbox Skeleton Special Edition, в декабре 2001 года Xbox Special Edition Launch Team 2001.

Технические характеристики

Поскольку Xbox во многом является наследницей IBM PC-совместимых компьютеров, можно составить представление о возможностях приставки по её техническим характеристикам:

  • Центральный процессор: 32-битный процессор на базе Intel Pentium III на частоте 733 МГц, выполненный по 180 нм техпроцессу
  • Инструкции SSE для чисел с плавающей точкой. Четырёхзначная точность за цикл
  • Инструкции MMX для целых чисел
  • 64-битная шина данных (FSB) с частотой 133 МГц
  • Кэш первого уровня: 32 Кб. Кэш второго уровня 128 Кб ("Advanced Transfer Cache")
  • Графический процессор: 233 (250??) МГц - специально разработанный чип, под названием NV2A. Разработка велась совместно Microsoft и nVIDIA (мощность чипа соизмерима с GeForce 4 Ti)
  • Блок геометрии: 115 миллионов вертексов в секунду, 125 миллионов нетекстурированных полигонов в секунду (пик)
  • 4 пиксельных конвейера, в каждом по 2 блока наложения текстур
  • 932 мегапикселя в секунду (233 МГц x 4 конвейера), 1,864 мегатекселя в секунду (932 мегапикселя x 2 блока наложения текстур)
  • Пиковая производительность по треугольникам - 29,125,000 32-битных голых полигонов или с двумя текстурами и освещением. 485,416 полигонов при 60 кадрах в секунду или 970,833 при 30-ти
  • 8 текстур за проход, сжатие текстур (6:1), полноэкранное сглаживание (NVidia Quincunx, суперсэмплирование, мультисэмплирование)
  • Билинейная, трилинейная и анизотропная фильтрация текстур
  • Память: 64 Мбайт двухканальной DDR SDRAM, работающей на частоте 200 МГц от Micron. Скорость обмена до 6400 Мб/с. Используется и в качестве видеопамяти.
  • Носители информации:
  • 2-5x DVD (2.6 Мб/с – 6.6 Мб/с)
  • 8 Гб жёсткий диск, который из-за дефицита иногда заменяли 10 Гб версией от другого производителя. " Гб при этом были не использованы. 3.5 дюйма, 5400 оборотов в секунду. Файловая система FATX
  • Дополнительно можно использовать карты памяти объёмом 8 МБ
  • Аудио процессор NVIDIA "MCPX" (он же SoundStorm "NVAPU"):
  • 64 каналов 3D звука (до 256 стерео голосов)
  • Позиционированный 3D звук HRTF Sensaura
  • Поддержка MIDI DLS2
  • Форматы вывода звука: моно, стерео, Dolby Surround, Dolby Digital Live 5.1 и DTS Surround (только для DVD фильмов)
  • Сетевое подключение: 10/100base-TX проводной интернет
  • Проигрывание DVD дисков – при наличии DVD Playback Kit/Remote)
  • Максимальное разрешение (2x32bpp страничный буфер + Z буфер): 1920(вертикаль)x1080(горизонталь)
  • Поддержка телевидения высокой чёткости: 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i (зависит от игры)
  • Вывод сигнала: композитный видео, S-Video, компонентный видео, SCART, Digital Optical TOSLINK и аналоговый стерео звук RCA.Порты контроллеров: 4 USB 1.1 порта
  • Вес: 3,86 кг
  • Габариты: 324 × 265 × 90 (320×100×260) мм

Наиболее известные и продаваемые игры для Xbox:

  • Shadow the Hedgehog
  • Sonic Heroes
  • Amped 2
  • Conker: Live and Reloaded
  • Counter Strike
  • The Chronicles of Riddick: Escape Butcher Bay
  • Dead or Alive 3
  • Doom 3
  • Fable
  • Half-Life 2
  • Halo, Halo 2
  • Madden NFL 2005 и Madden NFL 2006
  • Max Payne
  • Max Payne 2: The Fall of Max Payne
  • Grand Theft Auto III
  • Grand Theft Auto: Vice City
  • Grand Theft Auto: San Andreas
  • Midnight Club
  • Need for Speed: Underground 2
  • Ninja Gaiden
  • Oddworld: Munch's Oddysee
  • Project Gotham Racing
  • Star Wars: Battlefront, Star Wars: Battlefront II и Star Wars: Knights of the Old Republic, Star Wars: Knights of the Old Republic II
  • Soulcalibur II
  • Thief: Deadly Shadows
  • Игры под маркой Tom Clancy’s: Ghost Recon, Ghost Recon 2, Rainbow Six 3, Splinter Cell, Splinter Cell: Pandora Tomorrow

Интересные факты

Предварительная смета расходов ужаснула главного инженера, следящего за проектом Xbox - Рика Томпсона. В конце сентября 1999 года на личной встрече с Биллом Гейтсом, Томпсон ставит вопрос ребром "или я, или приставка" и рассказывает о предстоящих расходах: за 8 лет компания потеряет на консоли 3 миллиарда долларов. Однако даже пессимистично настроенный Рик ошибся. Уже к середине 2005 года на консоли Xbox Microsoft потеряет 4 миллиарда!

Первые консоли Xbox собирались в Венгрии, а джойстики в основном в Индонезии.

Xbox стала первой игровой консолью, позволяющей выдавать звук в качестве Dolby Digital "на лету".

Любопытно, что некоторые игры (например Ninja Gaiden и Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball) не запускали сейвы, сохранённые на других Xbox. Встречались сейвы, по своему размеру превышающие 8 Мб. Всё это снижало полезность карт памяти. Хотя, и эту неприятность хакеры преодолели.

В 2002 году в Великобритании Независимая Телевещательная Комиссия (Independent Television Commission, ITC) запретила к показу рекламный ролик Xbox после того как ряд людей публично высказали мнение, что ролик кажется им неприятным. В нём была показана мать, дающая жизнь ребёнку, который вылетает из нее, разбивая окно, и с огромной скоростью летит по воздуху. В это время он растет, становясь из младенца стариком, и падает на кладбище сквозь чью-то могилу, тем самым, закончив свой жизненный путь. Ролик заканчивается слоганом "Жизнь коротка. Играй больше". Жалобы поступили от нескольких недавно родивших матерей, включая одну женщину, чей ребёнок был мертворожденным.

В 2002 же году Microsoft и Nvidia начали судиться по поводу цен на чипсеты от Nvidia. Nvidia заявила, что Microsoft требует скидку в 13 миллионов долларов за фискальный 2002 год. Microsoft аргументировала, что было соглашение о снижении цены, а так же о поставках чипсетов в полном объёме. 6 февраля 2003 года всё разрешилось, выиграла Nvidia, проект Xbox не стал менее убыточным, а Nvidia попала в чёрный список Microsoft :)

В рунете громоздкий Xbox называют Ху-Ящик.

Взлом приставки

90-ти дневная гарантия и "компьютерная" начинка просто-таки заставила умельцев начать копаться в её внутренностях. За несколько месяцев BIOS Xbox уже был задамплен и взломан студентом-хакером из MIT - Andrew Huang. Он научился обходить систему проверки цифровых подписей и флагов медиа, тем самым, научив Xbox запускать любой код и снимать копии с дисков. Модифицированные Xbox каким-то образом отлавливаются в сети Xbox Live, но и эту оказию научились обходить.

Эмуляция

Так как приставка от Microsoft является просто-напросто PC, то для полноценной эмуляции нужен полноценный эмулятор самого современного PC. Но и простому пользователю становится ясно, что никакого современного компьютера не будет хватать для полноценной эмуляции. Как вариант, были созданы два экспериментальных эмулятора: cxbx - позволяет играть в Turok; Xenon - позволяет играть в Halo (игра уже вышла на PC). Эти эмуляторы не заменяют собой приставку, а конвертируют запускаемые файлы Xbox в обычные EXE. Такая эмуляция называется High Level Emulation, HLE. Пока мощь компьютеров не будет на порядок выше мощности Xbox, ни о какой нормальной эмуляции и речи быть не может.