SG-1000

Самая первая игровая консоль SEGA родилась в Июле 1983 года и в короткое время она становится достаточно популярной в Японии и некоторых государствах Тихого океана. Приставка имела "интересную" цену (125$ США или 15000 йен) и была достаточно совершенной для своего времени (Z80, обращающийся к 4-битным картриджам с частотой 1,2 Мгц). В комплекте с ней поставлялся и 1 джойстик. Спустя год появляется реинкарнация приставки, SG-1000 Mark II, или просто Sega Mark II.  У неё был новый дизайн корпуса, съёмная клавиатура (модель SK-1000), и мощный процессор на 3,58 Мгц. Mark II продвигалась прежде всего как персональный компьютер, к которому при желании можно было подключить клавиатуру и принтер, в то время, как Mark I могла только проигрывать игры. Был разработан картридж с гипер-популярным языком программирования BASIC (Бейсик), на котором можно было писать простенькие игры или просто учиться программировать. Обе версии консолей были разработаны исключительно для Японии. В Австралии и Новой Зеландии они продавались по завышенным ценам. Системы позволяли запускать программы с картриджей, а модель Mark II могла загружать игры ещё и с кассет. На ней же впервые были опробованы Sega 4-bit Game Card - игровые карты, наподобие кредитных, запускать которые можно было с помощью специальных модулей Card Catcher.

Однако не всё шло так гладко. Крах рынка видеоигр в США и натиск мощных и продвинутых игровых компьютеров вроде Commodore 64 навсегда закрыли двери игрового рынка США для SG-1000 Mark II. А оригинальная SG-1000 считалась уже морально устаревшей. Sega срочно взялась за 8-ми битные технологии, поэтому для 4-битной SG-1000 было выпущено менее ста игр.

Интересно. SG-1000 никогда так и не появилась в Америке. Однако компании Telegames кое-что удалось. Клон SG-1000, Telegames Personal Arcade мог запускать игры от SG-1000 и ColecoVision и существовал в США до 1994 года!

SC-3000 и SF-7000

Новое детище SEGA, SC-3000 (и CSC-3000) появилось в Ноябре 1983 года по цене 250$ или 29,800 йен, и представляло собой Mark II с клавиатурой в одном корпусе. Идея была такой, что если вам нужна игровая система, то вы покупаете SG-1000, а если вы хотите больше, то покупаете SC-3000. Компьютер выпускался в трёх вариантах, белый для Японии, черный на экспорт и SC-3000H (33,800 йен) со стандартной клавиатурой и дополнительной памятью. К каждому SC-3000 можно было купить обновлённый и уменьшенный джойстик SJ-300. Модуль расширения, SF-7000, добавлял такие возможности ПК, как трёхдюймовый дисковод, порт принтера и дополнительную системную память.

Интересно, что в модели SC-3000H память увеличена с 32 до 48Кб. Дело в том, что картридж BASIC 3 от Sega после загрузки оставлял всего 515 байт оперативной памяти для программирования! Однако, за эти 16Кб приходилось доплачивать целых 50$ !!!
Но всё это почти ничего не значило, система Sega SC-3000 не была полностью совместима со стандартом того времени, MSX. А если учесть то, что MSX были мощнее и дешевле, то становится понятно, почему SC-3000 так и не стали народными.

Обе системы, SG-1000 и SC-3000 экспортировались в Австралию (компания John Sands) и Новую Зеландию (компания Grandstand Leisure Ltd), под лицензией Sega с 1984 по 1986 год. Grandstand SC-3000 продавался намного лучше SG-1000. На новой земле было выпущено немало игр для систем а так же различная периферия для SC-3000, вроде светового пера или синтезатора речи. Всё это можно было найти ТОЛЬКО в Австралии и Новой Зеландии. Так же, эти платформы можно было встретить в Южной Африке, Италии и Испании.

Однако, ранние неудачи Sega не отразились на её дальнейшем развитии и в скором будущем компания представила полноценную 8-ми битную игровую систему, которая с лёгкостью могла запускать все старые игры, а вдобавок к этому обладала отличными техническими характеристиками и покорила сердца многих геймеров новыми хитами.

Клоны SG-1000/SC-3000

Существовало и несколько 4-х и 8-ми битных клонов SG-1000. Под 4-х битными приставками подразумеваются первые модели SG, процессор в них был 8-ми битный Z-80A или NEC D780C-1. Некоторые из них были достаточно продвинутыми и могли запускать игр от других платформ!:

Dina 2-in-1 (Telegames, 1983 - Япония, поддерживала игры SG-1000 и ColecoVision) 
Othello Multivision FG-1000 и FG-2000 (Tsudaka Original, 1983 - Япония), 19800 Йен. Для этой приставки было выпущено 8 игр (которые так же шли и на SG-1000).
Pioneer TV Video Game Pack SD-G5 (Pioneer, 1983 - Япония)
Telegames Personal Arcade (Telegames, 1983 - версия Dyna 2-in-1 для США) 40$?

DINA 2-in-1 / Telegames Personal Arcade
Немного истории. Компания Bit Corporation некоторое время выпускала игры для Atari 2600. В середине 80-х компания попробовала себя на рынке компьютеров, выпустив 2 модели (Bit 60 и Bit 90), которые ко всему прочему могли запускать игры с картриджей Atari 2600 и ColecoVision. В 1986 году создаётся игровая приставка DINA 2-in-1.

DINA 2-in-1 была потрясающей! Несмотря на свои небольшие размеры, она позволяла запускать игры от ColecoVision и Sega SG-1000. Джойстики для приставки были выполнены в стиле джойстиков NES и была даже одна встроенная игра, "Meteoric Shower". Так как джойстики DINA не имели цифровой клавиатуры, как на оригинальных контроллерах ColecoVision, пришлось вынести их на корпус приставки. Так же на корпус была выведена кнопка PAUSE, чтобы можно было играть в игры.

Компания Coleco, не выдержав краха видеоигр продаёт права на приставку ColecoVision компании Telegames, которая вместо того чтобы продавать громоздкое детище Coleco начинает выпускать и продавать разработанную Bit Corporation приставку DINA 2-in-1. В 1988 году приставку переименовывают в Telegames Personal Arcade. Она не была совместима со всеми играми ColecoVision (набор цифр на на корпусе был только один), но просуществовала до 1994 года!

Интересно: Telegames Personal Arcade был представлен как альтернатива Colecovision. Западные игроки никогда не слышали о возможностях SG-1000. Уверен, что не одна сотня геймеров сидела и мучилась, не зная что есть кнопка ПАУЗА :)

Технические характеристики SG-1000 (SG-1000-II)

  • Процессор: Z-80A (3.58 Мгц) (или NEC D780C-1, его клон)
  • RAM: 1 Кб
  • ROM: 8 Кб или 48 Кб 
  • Видео RAM: 2 Kb
  • Разрешение экрана: 256x192
  • Цветов: 16 на экране
  • Размер символов: 8х8 
  • Спрайтов: 32
  • Звук: Программируемый генератор звука (PSG), 3 канала + 1 noise канал 
  • Носители: Картриджи (и карты)
  • Возможность подключать клавиатуру: SK-1100 (SG-1000-II)
  • Источник питания: DC9В/7.7Вт (AC адаптер) 
  • Цена:15000 Йен ($123)
  • Размеры SG-1000: 294 (Ш) х 152 (Д) х 40 (В) мм
  • Размеры SG-1000 II: 340 (Ш) х 155 (Д) х 49 (В) мм

Технические характеристики SC-3000

Процессоры:

  • Zilog Z-80A (NEC D780C-1) CPU (Клон Z80) на частоте 3.58 Мгц
  • Texas Instruments SN-76596 PCM звуковой процессор (6-ти канальный звук, 2,5 октавы)

Графика:

  • Texas Instruments TMS9929A VDP
  • 16 Кб VRAM
  • 16-ти цветная палитра, по 16 интенсивностей каждого цвета (64 цвета из 256 возможных)
  • Разрешения экрана 256x220 (SG-1000) и 256x192 (SC-3000)
  • 40x25 символов на экране при 16 цветах, либо 32x24
  • 32 спрайта (максимально)
  • Видеовывод для мониторов
  • - Встроенный RF адаптер для подключения к TV

Память

  • 18 Кб системная ROM
  • 32 Кб RAM (48 Кб в SC-3000H) 
  • 64 Кб всего адресуемой памяти (96 Кб в SC-3000H)

Порты: 

  • 1 Принтера (DIN 7 pins) 
  • 1 Порт картриджей
  • 1 Порт для кассетника SR-1000
  • Смешанного видео (DIN 8 pins) 
  • 2 Два порта джойстиков
  • Порт расширения

Носители:

  • SG-1000 совместимый порт картриджей (Game Card опционально)
  • Стандартные аудиокассеты (используя SR-1000)
  • 3-х дюймовый дисковод (опционально)

Клавиатура: 64-ти кнопочная клавиатура типа QWERT
Питание: от 220В, источник питания 9В, 12А
Габариты: 

  • Ширина 35 мм
  • Длина 210 мм
  • Высота 46 мм

Периферия SG-1000 / SC-3000

SG-1000 Card Catcher представлял собой модуль, вставляемый в порт картриджа. Он позволял владельцам SG-1000 играть даже в те игры,которые выпускались на маленьких Sega Game Cards (напомню, что игры на картах стоили дешевле). Позже этот модуль был интегрирован с 8-ми битными решениями от Sega, например, с той же Sega Mark III.

SK-1100 Клавиатура, которую можно было подключить к SG-1000 Mark II, стильная и симпатичная. Обратите внимание, несмотря на 1983 год, клавиатура выглядит очень современно.

 

SP-400 - принтер, который так же можно было подключить к SG-1000 Mark II.

 

SR-1000 - Кассетник, позволяющий записывать программы, написанные в Бейсике (SG-1000 Mark II). Эти программы потом можно загружать, и.т.д. Умеют же Японцы делать всякие интересные штуки! Некоторые игры так же продавались, будучи записанными на кассеты.

 

SF-7000 (Модуль расширения, Япония). SF-7000 делал SC-3000 более "компьютерным", добавляя к нему стандартный дисковод для 3-х дюймовых дисков (диски на 160 Кб), параллельный порт Centronics и 16Кб дополнительной RAM. Однако его цена в 830$ была великовата даже для Японии...

TV Draw (Terebi Oekaki) представляла собой графическую доску, на которой юные дарования могли рисовать. Естественно, всё нарисованное тут же отображалось на экране. Я бы и сам с удовольствием прикупил себе такую штуку, но выпускалась она только на территории Японии...