PlayStation 2 (сокращённо PS2) — игровая приставка шестого поколения, выпущенная компанией Sony. Вместе с предшественницей PlayStation и последовательницей PlayStation 3 составляет семейство домашних консолей PlayStation. О начале разработки было объявлено в марте 1999 года, а продажа консоли в Японии началась 4 марта 2000-го года. В начале нового века на рынке видеоигр кроме второй "Соньки" были представлены и другие приставки 6 поколения - Sega Dreamcast, Microsoft Xbox и Nintendo GameCube.

На данный момент PS2 является самой продаваемой консолью, когда либо выпущенной в свет. 18 августа 2009 года было объявлено о 138 миллионах проданных приставок. Библиотека игр перевалила за 1900 наименований, а если к ним прибавить почти 8000 наименований от первой PlayStation – получается огромная цифра, перебить которую удалось только Nintendo Wii со своей Виртуальной консолью. 12 игр для PS2 должно выйти в 2010 году, а это значит, что приставка задержалась на рынке видеоигр минимум 10 лет (напомню, поколения игровых приставок меняются примерно каждые 7 лет).

История

Во главе группы людей, занятых разработкой приставки стоял легендарный «Отец» PlayStation -  Кэн Кутараги. Напомню, в 1994 году на рынке видеоигр появилось его первое детище - PlayStation.

В первый год выпуска у Sony наличествовали серьёзные проблемы, связанные с низкими объёмами производства приставок. К концу 2000 года PlayStation 2 смогли приобрести лишь несколько миллионов человек. Найти приставки в магазинах было очень непросто. Популярным способом быстро получить приставку становятся интернет аукционы, такие как eBay. Геймеры раскошеливались на сумму свыше 1000 долларов, чтобы заполучить в свои руки игрового монстра нового поколения. Успешное начало продаж консоли было обеспечено силой бренда Sony, а также обратной совместимостью с предыдущей моделью. Это позволило реализовать 980 тысяч приставок только в первый день продаж по Японии! Первая “Сонька” с удовольствием передала поколение своих фанатов в новые надёжные руки.

Одной из наиболее заметных особенностей рекламной кампании стал рекламный ролик «PS9». В нём события разворачивались так, что выпуск PS2 на самом деле является очередным шагом к финальной, 9-ой версии приставки. Тот же ролик использовался и в рекламной кампании PlayStation Portable.
Многие аналитики предсказывали трёхстороннее соперничество между PS2 и оставшимися конкурентами — Microsoft Xbox и Nintendo GameCube (последняя была самой дешёвой из трёх). Однако, выход нескольких игр-блокбастеров в сезон рождественских праздников 2001 года дал PlayStation 2 достаточный импульс, чтобы она оставила конкурентов далеко позади.

В первые годы Sony (и Nintendo тоже), в отличии от Sega со своим Dreamcast, не уделяла большого внимания сетевым играм. Ситуация поменялась после выпуска консоли Xbox, в которой эта возможность была изначально предусмотрена. Sony пересматривает свои планы и в конце 2002 года в продаже появился PlayStation Network Adaptor, а в первом эшелоне многопользовательских онлайн игр значилась SOCOM: U.S. Navy SEALs. Sony активно раскручивалась и её онлайновая модель была поддержана со стороны Electronic Arts. И Sony и Nintendo пошли по пути использования для онлайн игр децентрализованной модели, когда ответственность за предоставление игровых серверов лежит на разработчике.

В сентябре 2004 года, перед выпуском Grand Theft Auto: San Andreas (лучше всего продававшейся игры новогоднего сезона 2004 года) Sony представила новую, уменьшенную версию приставки. При подготовке к запуску продаж новой модели (SCPH-70000), летом 2004 года Sony остановила производство старой (SCPH-5000x), с тем чтобы на складах по всему миру опустели текущие запасы. Позже в отдельных городах это привело к задержке с продажами новой модели. Например, так произошло в Великобритании, из-за того что Российский нефтяной танкер застрял в Суэцком канале, заблокировав корабль из Китая с грузом приставок PS2, предназначенных для Туманного Альбиона. В течение одной из недель ноября, продажи приставки в этой стране составили 6000 экземпляров, при 70000 продажами за предыдущую неделю. Дефицит поставок в канун Рождества ощущался также в 1700 магазинах Северной Америке. 1 апреля 2009 года Sony объявляет новую цену PS2 – 99.99$ США.

Emotion Engine

Emotion Engine — центральный процессор PlayStation 2, разработанный Toshiba и Sony. Его массовое производство началось в 1999 году. Emotion Engine стал первым коммерческим 128-битным процессором. Процессор построен на базе MIPS R5900, комбинируя CPU и DSP. Шина, кэш и регистры процессора являются 128-битными, а сам Emotion Engine произведён по 0,18 мкм технологии. В тонких моделях PS2 используется новый чип, который объединяет Emotion Engine и Graphics Synthesizer.

Конкуренция

Первые игры для PS2 смотрелись не так притягательно, как тайтлы на Sega Dreamcast, для которой к тому времени уже выпускались бессмертные игры - Seaman, Shenmue и Jet Set Radio. Для аналогии вспоминаем противостояние PlayStation-Sega Saturn. И в этот раз Sony выходит победителем. У Sega, после запуска Dreamcast были серьёзные финансовые проблемы. На складах не хватало приставок, не было серьёзной поддержки от производителей игр, ведь многие производители затаив дыхание ожидали Playstation 2 и у них с Sony уже были заключены соглашения. К началу 2001 года Sega осознаёт, что Dreamcast не сможет противостоять Playstation 2 и объявила о прекращении поддержки приставки. 
 
Но в борьбу вступает другой гигант. Microsoft в том же 2000 году, вскоре после запуска Playstation 2 объявляет о выпуске своей консоли - Xbox. Естественно, ценное время было проиграно, ведь с момента запуска PS2 до запуска Xbox прошло почти 2 года!

В конце 2001 года появляется Nintendo GameCube, примерно в то же время, что и Xbox. Но, в производительности консоль уступала своим конкурентам, да и нацелена она была больше на молодую аудиторию. В общем, конкурировать с PS2 как-то не получилось.

Игры

Наиболее известные игры для PS2:

  • Серия игр Grand Theft Auto
  • Серия игр Gran Turismo
  • Серия игр Final Fantasy
  • Серия игр Metal Gear Solid
  • Серия игр Devil May Cry
  • Серия игр Silent Hill
  • Серия игр God of War
  • Серия игр Soul Calibur
  • Серия игр Tekken
  • SOCOM
  • Серия Need for Speed
  • Серия Prince of Persia
  • Серия Tom Clancy's Splinter Cell
  • Серия игр Ratchet and Clank
  • Серия игр Jak and Daxter
  • Shadow of the Colossus
  • Серия игр Resident Evil
  • Серия игр Katamari Damacy
  • Серия игр Burnout
  • Call of Duty 3


Для PS2 было выпущено несколько музыкальных игр, таких как Dance Dance Revolution и Guitar Hero, а к ним специальный контроллер - электрогитара.
К концу 2006 года было выпущено 8571 различных игр для PS2 (это включая игры от PlayStation), а общее количество продаж перевалило за 1,205 млрд экземпляров.

Аппаратная совместимость

Аппаратная часть PS2 позволяет читать как CD так и DVD-диски. Приятным дополнением является обратная совместимость с играми первой PlayStation (PS1). Возможность проигрывания DVD-фильмов была введена с тем чтобы для потребителя покупка PS2 выглядела более оправданной — в начале продаж (октябрь 2000 года) рекомендованная цена составляла 300 долларов, а DVD проигрыватели стоили дороже.

PS2 также поддерживает карты памяти от PS1 (для сохранения игр от PS1), и контроллеры от первой Соньки.
Контроллер DualShock 2 для PS2 по существу является улучшенной версией DualShock от PS1, за тем исключением, что все кнопки, кроме шифтов R3, L3 и кнопок Start и Select являются чувствительными к силе нажатия. Архитектура джойстика также была изменена в лучшую сторону и стала более надёжной и долговечной по сравнению со старой версией. Был сохранена “обратная связь” (англ. force feedback) – джойстик реагировал на игровые события вибрацией. Дизайн джойстика в почти неизменённом виде был перенесён и на PlayStation 3, новая версия контроллера носит название SIXAXIS. Позже был выпущен DualShock 3 он сохранил в себе свойства SIXAXIS и унаследовал обратную связь (вибрацию) от предыдущих контроллеров DualShock. В итоге получился беспроводной контроллер с гироскопами, контролирующими положение геймпада в воздухе и с вибрацией.

Стандартные карты памяти PlayStation 2 стали вместительнее – 8 Мб, и данные на них шифровались по системе MagicGate от Sony. Интересно, что саму систему шифрования Sony не раскрывала, так что, карты памяти от других производителей служили лишь для резервного копирования сейвов, так как игры не могли ни записать на них данные, ни считать с них. 
У консоли были порты USB и IEEE 1394 (FireWire, iLink). Совместимость с USB и IEEE 1394 устройствами зависит от того, поддерживает ли их используемое программное обеспечение. В частности, BIOS PS2 не может загружать ISO-образы, записанные на флеш-накопитель и печатать на USB-принтер. В то же время, в игре Gran Turismo 4 можно сохранять скриншоты на USB флешку или печатать их на некоторые USB-принтеры.

Жёсткий диск PlayStation 2 можно было подключить в тыльной части приставки. Для этой цели там находился слот расширения.

Программная совместимость

Поддержка оригинальных игр PlayStation была стратегически важной для обеспечения достойных продаж PS2, поскольку позволяла владельцам старой системы произвести обновление с сохранением накопленных игр, а новым пользователям — использовать игры от старой модели пока разрабатываются игры для новой. Сюрпризом стало то, что старые игры могли считываться с диска на высоких скоростях, а сглаживание текстур слегка облагораживало графику игр от первой "Соньки".

Небольшое количество игр для PS1 (в частности, Metal Gear Solid: Special Missions) перестали работать при переходе на PS2. Проблема была частично решена в обновлённой, тонкой версии PS2 — в ней вновь стали работать многие игры от PS1, с которыми возникали проблемы.

Тонкий дизайн

В сентябре 2004 года Sony представила третью основную редакцию приставки (V12, модель SCPH-70000) — значительно меньшего размера, более тонкую, более тихую чем старая версия. Кроме того, в новой модели появился встроенный Ethernet-порт. В некоторых регионах модель также имела встроенный модем. В угоду меньших габаритов  из новой модели был исключён слот расширения; тем самым, терялась совместимость с внутренним жёстким диском от предыдущей модели. Блок питания вынесли наружу. В розницу эта редакция поступила к концу октября 2004 года.

Появление несовместимости с жёстким диском стало предметом критики, поскольку было несколько игр (например Final Fantasy XI), которые требовали наличия жёсткого диска; его наличия требовал также официальный пакет PS2 Linux. Расширение MultiTap для SCPH-70000 также претерпело изменения. В настоящее время Sony продаёт только новую модель MultiTap, что означает, что владельцы старых PS2, если хотят играть вчетвером или ещё большей компанией — должны найти подержанный MultiTap или взять MultiTap другого производителя. Сторонние производители не дремали. В продаже появились переходники для подключения жёсткого диска, но возможность подключения к IDE была полностью убрана в редакции V14.


В поздних моделях V12 Emotion Engine и Graphics Synthesizer объединили в один чип, поэтому, первые V12 называют ещё и V11.5, хотя, новые V12 часто называют V13. Путаница прям :) Модель V12 сначала выпускалась в чёрном цвете, но в Европе, Австралии, ОАЭ и Южной Африке позже появились консоли серебряного цвета. В США они появились с запозданием. С марта 2007 года появился ограниченный тираж розовых консолей.

За V12 (или V13) последовала V14 (SCPH-75001 и SCPH-75002). Помимо объединенных чипов EE и GS, была пересмотрена вся электронная схема, а на некоторых чипах обновилась дата, указывающая на авторские права (2005 вместо 2000-2001). В оптике использовались другие линзы и вообще, наблюдались новые проблемы с запуском некоторых игр PlayStation и даже PS2!

В 2006 году Sony выпустила редакцию V15 (модели SPCH-77001a и SPCH-77001b). V15 поступили в розницу 15 сентября 2006 года в Японии, включая и «серебряную” модель, а затем в Северной Америке и в других частях света.

С июля 2007 года Sony начала поставлять новую редакцию тонкой PlayStation 2 - V16 (SCPH-79000) весом в 600 грамм (по сравнению с 900 грамм в модели SCPH-77001); вес блока питания был также уменьшен до 250 грамм (350 гр ранее). Раз приставка стала легче – из неё что-то удалили :) Следующая редакция V17 (SCPH-90000) в Японии была доступна с 22 ноября 2007 года, а в США и Европе в конце 2008 года. В ней пересмотрели внутренний дизайн, в который на этот раз был включен блок питания, в результате чего общий вес консоли составил 720 грамм. В серии SCPH-90000 после марта 2008 года пересмотрели BIOS – исправлена дыра, позволяющая запускать нелицензионное программное обеспечение с карт памяти.

Дополнительные аксессуары

Отдельно от приставки продаются дополнительные аксессуары:

  • контроллеры DualShock и DualShock2
  • пульт дистанционного управления для просмотра DVD
  • карты памяти PlayStation (только для сохранения старых игр) и PS2 (только для сохранения из игр для PS2)
  • световые пистолеты (GunCon) — поддерживаются примерно в 12-ти играх, в том числе в серии игр Time Crisis
  • Multitap для PlayStation и PlayStation2 — увеличивает число портов для подключения контроллеров. Multitap от оригинальной модели PS2 не подходит к тонкой модели, но для решения этой проблемы существуют адаптеры третьих фирм.
  • видео-кабели: RGB, S-Video, Y-Pb-Pr, Component (RGB/RGB VGA только для игр с прогрессивной развёрткой и для PS2 Linux. В любом из не ТВ способов подключение производится по 3 каналам, монитор должен поддерживать режим Sync on Green для подключения к приставке.)
  • USB-камера EyeToy
  • микрофон для серии игр Karaoke Revolution и двойные микрофоны для игр SingStar
  • электрогитара для игр Guitar Hero и Guitar Freaks
  • танцевальная платформа для серии игр Dance Dance Revolution
  • имитатор пульта диджея для серии игр Beatmania IIDX
  • контроллер для серии игр Pop'n Music
  • барабанная установка для серии игр Drummania
  • беспроводной контроллер в форме катаны (самурайского меча), метровой длины, с ножнами и подставкой — для игры Onimusha 3: Demon Siege
  • контроллер в форме цепной пилы для игры Resident Evil 4
  • жёсткий диск
  • модем
  • сетевая карта
  • радио-модулятор и VHF-антенна
  • USB-клавиатура
  • USB-мышь;
  • наушники

В продаже имеется множество аксессуаров от сторонних производителей — Logitech, Genius, Joytech и др. В частности, предлагаются вариации игровых контроллеров (в том числе беспроводные), рули + педали для автосимуляторов, пульты дистанционного управления и многое другое.

Технические характеристики

Процессор: 128-разрядный микропроцессор «Emotion Engine» на тактовой частоте 294.912 МГц (299 МГц в новых версиях), 10,5 млн транзисторов.

  • Память: 32 МБ ОЗУ Direct Rambus или RDRAM
  • Пропускная способность 3,2 ГБ/с
  • Основной процессор: 64-разрядное ядро ЦП MIPS R5900, формат чисел little endian
  • Сопроцессор: FPU (Floating Point Multiply Accumulator и Floating Point Divider) для обработки чисел с плавающей запятой
  • Векторные модули: VU0 и VU1 (9 Floating Point Multiply Accumulator и 1 Floating Point Divider), 128-разрядные (32-разрядные??) на частоте 150 МГц. VU0 обычно используется для трансформации полигонов, физики и других вещей, имеющих отношение к геймплею. VU1 обычно используется для трансформации полигонов, освещения и других вычислений, связанных с визуализацией.
  • Производительность по операциям над числами с плавающей точкой: 6,2 гигафлопа (FPU-0.64, VU0-2.44, VU1-3.08 гигафлопов)
  • Производительность по геометрическим 3D-преобразованиям: 36 млн полигонов в секунду на один VU
  • Декодер сжатых изображений: MPEG-2
  • Кэш-память: для инструкций — 16 КБ, для данных — 8 КБ + 16 КБ

Графический процессор «Graphics Synthesizer» на тактовой частоте 147 МГц

  • Разрешение изображения: от 256×224 до 1280×1024
  • Видеопамять: встроенные 4 Мб DRAM с пропускной способностью 48 ГБ/с. Помимо этого, 32 Мб из основной памяти может быть выделено под видеопамять.
  • Скорость обмена с буфером текстур – 9.6 ГБ/с
  • Скорость обмена со страничным буфером – 38.4 ГБ/с
  • Шина обмена с памятью: 2560-разрядная — 1024 на запись, 1024 на чтение, 512 на чтение/запись
  • Формат представления пикселя: RGB, альфа-канал: Z-буфер
  • Выделенный канал для связи с CPU и VU1

Звук: 48-канальный звук с частотой дискретизации 44,1 либо 48 КГц

  • "SPU1+SPU2" (SPU1 на самом деле процессор с частотой 8 МГц)
  • Вывод: Dolby Digital 5.1 "звук вокруг", DTS (Только FMV), поздние игры использовали Dolby Pro Logic II

Процессор ввода-вывода — центральный процессор от PS1 (MIPS R3000A на частотах 33.8688 МГц либо 37.5 МГц)

  • Автоматическая настройка на 33.8688 МГц для обратной совместимости с играми PlayStation
  • Связь с SPU и контроллером CD/DVD.

DVD-привод

  • Собственный интерфейс посредством микроконтроллера и чипа DSP. 24x скорости (игры PlayStation и PlayStation 2 на CD-ROM), 4x для DVD .
  • Региональная защита и защита от копирования.
  • Поддерживаемые форматы: PS2 CD-ROM, PS1 CD-ROM, Аудио-CD, PS2 DVD-ROM (4,7 ГБ), видео-DVD (4,7 ГБ), DVD-9 (8,5 ГБ). Последние модели также поддерживают DVD+RW и DVD-RW.

Интерфейсы:

  • 2 порта контроллеров PlayStation (250 кГц для PS1 и 500 кГц для контроллеров PS2)
  • 2 слота карт памяти (250 кГц для PS1 и 500 кГц для карточек PS2), используется технология шифрования MagicGate
  • Слот расширения (PCMCIA на ранних моделях для сетевого адаптера PCMCIA или внешнего жёсткого диска). Порт DEV9 для сетевого адаптера
  • Модем, Интернет и внутренний жёсткий диск (один канал IDE/ATA, с возможностью подключения 2 устройств)
  • FireWire (IEEE-1394a) для подключения внешних периферийных устройств (только на SCPH 10xxx — 3xxxx)
  • Инфракрасный порт для пульта дистанционного управления (SCPH 5000x и более поздние версии)
  • 2 USB 1.1 порта.

Размеры:

  • оригинал (V0 - V11) 301×78×182 мм; масса — около 2,2 кг.
  • слим (тонкая модель) (V12 - V15) 230×28×152 мм; масса — около 900 г.
  • слим (V16) 230×28×152 мм; масса — около 600 г.
  • слим (V17) 230×28×152 мм; масса — около 720 г. (внутренний блок питания)

?