PlayStation 3 (PS3) — игровая приставка седьмого поколения, третья в семействе домашних игровых консолей «PlayStation», произведённая Sony Computer Entertainment. PS3 представляет собой современнейший медиакомбайн. На приставке можно играть, смотреть фильмы, слушать музыку, отправлять почту и открывать веб-страницы. PS3 поддерживает большинство игр для PlayStation и PlayStation 2 (но не все модели, подробности ищем ниже). 

Главным конкурентом консоли является Xbox 360 от Microsoft. Wii от Nintendo, хотя формально и причисляют к приставкам 7 поколения, конкурентом для монстра Sony не является, занимая индивидуальное пространство в игровом мире. Главным отличием PlayStation 3 от предшественников является унифицированный онлайновый игровой сервер PlayStation Network. Эта идея разительно отличается от политики, диктуемой Sony разработчикам видеоигр ранее (производитель онлайн игр для PlayStation 2 был обязан поддерживать сервер для своей игры сам). Портативным “компаньоном” PS3 выступает PlayStation Portable.

Выход PS3 в Японии состоялся 11 ноября 2006 года. 17 ноября приставка появилась в обеих Америках (включая Мексику в первом квартале 2007 года), а в марте 2007 года — в Европе и Австралии. Первоначально существовало две конфигурации системы, главное различие которых заключалось в объёме жёсткого диска: 20 Гб в более дешёвой версии и 60 Гб — в "Premium" комплектации. Модель с 20 Гб была относительно популярна в Японии, однако в Северной Америке её продажи были прекращены 11 апреля 2007 года из-за низкого спроса, а в Европу и Австралию приставки этой модели просто не завозили. 

9 июля 2007 была объявлена дата начала продаж модели с 80 Гб винчестером в Северной Америке - август 2007 года. А 5 октября того же года появилась модель с жёстким диском на 40 Гб, не поддерживающая игры от Sony PlayStation 2 и без встроенного кард-ридера. 20 августа 2008 года появилось обновление этой версии с жёстким диском на 80 Гб. Она комплектуется джойстиком DualShock 3. Но, как и предыдущая модель на 40 Гб, имеет всего 2 разъёма USB и не поддерживает формат PlayStation 2.

В сентябре 2009 года появилась облегченная, "slim" версия PS3.

На российском рынке в конце 2009 года остались только модели с жёсткими дисками на 80 и 160 Гб (продажи последней начались 31 октября 2008 года).

История

После выхода сверх популярных игровых приставок PlayStation в 1994 году и PlayStation 2 в 2000-м, создание новой модели было только вопросом времени - Sony не собиралась покидать насиженное местечко. Первые слухи о консоли следующего поколения появились ещё в 2004 году, однако конкретных сведений Sony не давала до весны 2005 года.

Впервые PS3 (а вернее, её макет) была официально представлена 16 мая 2005 года в ходе конференции Sony на выставке Electronic Entertainment Expo (E3).Предварительную рабочую версию приставки компания представила только на Tokyo Game Show (TGS) в сентябре того же года. Демонстрации на обеих выставках (в том числе и игры Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots) были продемонстрированы на devkit-ах или совместимом компьютерном оборудовании. Добротная техническая демка римейка игры Final Fantasy VII щеголяла кинематографическим качеством. 
У прототипа PS3, продемонстрированного в виде макета в мае 2005 года было два HDMI порта, три Ethernet порта и целых 6 USB портов! Однако, уже на E3 2006, число портов урезали – остался один HDMI, один Ethernet и 4 USB. Было заявлено о двух конфигурациях консоли: 20 Гб модель "Core" и 60 Гб модель "Premium", стоимостью $499 (€499) и $599 (€599) соответственно. Модель с 60-ти гигабайтным винчестером будет иметь HDMI порт, интернет Wi-Fi, кард-ридеры, хромированные панели и серебряный логотип. Обе модели должны были поступить в продажу: 11 ноября в Японии, 17 ноября в США и Европе. На этой же выставке был также представлен новый игровой контроллер Sixaxis.

6 сентября 2006 года Sony распространяет сообщение, что PAL регион (Европа и Австралия) увидят PlayStation 3 только в марте 2007 года, так как не хватает диодов для сборки приводов.

Впервые PS3 была доступна для тестирования на Токийском Игровом Шоу 2006, где посетители могли оценить несколько игр на новой приставке. На этой же выставке, 22 сентября Sony успокаивает интересующихся информацией, что HDMI порт будет и на дешёвых 20-ти гигабайтных системах. В Японии приставки этой модели будут стоить на 20% дешевле стоимости, заявленной ранее. А цену на модель с 60 Гб винчестером в Японии просто не будут фиксировать. В течение шоу было показано 27 игр, запускающихся на настоящих PS3.

Как маркетологи, так и руководство Sony констатировали факт, что успех PlayStation 3 и формата Blu-ray зависят друг от друга.

Запуск

Торжественный выброс консолей на прилавки магазинов в Японии начался 11 ноября 2006 года в 7:00 утра. Если верить Media , 81639 систем PS3 было раскуплено в первые 24 часа продаж. В США и Канаду консоль добралась 17 ноября и СМИ отмечали прямо-таки неистовство покупателей. 

Вскоре после запуска выяснилось, что некоторые игры для PS и PS2 некорректно работают на новой приставке. Так, наблюдались проблемы со звуком и изображением в играх Final Fantasy и Gran Turismo. Sony объявила, что ошибки будут устранены с выходом обновления программного обеспечения PS3. После обновления прошивки до версии 1.50, данные проблемы на Японских и Американских приставках исчезли.

24 января 2007 года стали известны даты выпуска консоли в других регионах. PlayStation 3 должен был зашагать по Европе, Австралии, Ближнему Востоку и Новой Зеландии 23 марта 2007 года. Ажиотаж наблюдался и в Европе. 600.000 приставок расхватали за первые 2 дня продаж. 7 марта 2007 года "Premium" модель PS3 добралась и до Сингапура, с ценой S$799. В Южной Корее приставка была доступна только с 16 июня 07 года, и то, модель с 80 Гб винчестером и IPTV.

В июле 2007 года Sony ещё раз заговорила о снижении цены на консоль. 60 Гб модель для США и Канады подешевеет на 100$. В данный момент такая система уже не продаётся на Диком Западе. 8 октября того же года было обещано снижение на 100$ стоимости 80 Гб моделей и выпуске 2 ноября новой модели 40 Гб за 399$. Новую модель кастрировали, оставив без игр PlayStation 2! Тем не менее, Sony анонсирует, что спрос на 40-ка и 80-ти Гб модели подскочит до 192%.

В ноябре 2008 года Sony запускает 160 Гб модель по цене $499.

18 августа 2009 года "тонкая" (slim) модель PS3 была анонсирована на конференции Gamescom как PS3 CECH-2000. В slim модели включался жёсткий диск на 120 ГБ, она стала на треть меньше, на треть легче и потребляет на треть меньше энергии. Процессор был переведён на техпроцесс 45 нм, система охлаждения переработана. Новая модель была выпущена в продажу в Северной Америке 1 сентября, а 3 сентября в Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Появление в магазинах PS3 Slim вызвало огромный всплеск интереса к консоли Sony. В Японии она даже умудрилась побить собственный рекорд. Так, за первые два дня продаж оригинальной PS3 в Японии было раскуплено 88 000 экземпляров приставки, в то время как PS3 Slim за три дня разошлась в количестве, превышающем 150 000 штук. Из Великобритании поступают схожие данные - аналитики отмечают рост продаж на 999 %. За первые 3 недели было продано более миллиона экземпляров PS3 Slim. Ранее анонсированная "тонкая" модель с 250 Гб винчестером появилась 1 сентября. Цены на неё были смешными - $299, £249 и €299 (в зависимости от региона). В Австралии приставка стоила A$499, что на 200 австралийских долларов дешевле оригинальной PS3.

Внешний вид

Приставка имеет размеры 32,5×27,4×9,8 см и весит примерно 5 кг. Она заметно больше PlayStation 2 и по размерам вплотную приблизилась к Xbox. Корпус PlayStation 3 имеет немного выпуклую форму (в отличие от корпуса Xbox 360, который «вогнут»). Благодаря такой форме PS3 можно устанавливать вертикально без дополнительных подставок. Блок питания встроен в корпус консоли, что вместе с массивной системой охлаждения и обеспечивает "грузность" PS3.

Поверхность консоли напоминает чёрный лак рояля, с приятным глазу глянцем. По заверению маркетологов, подобные изыски подчёркивают исключительную "элитность" консоли, способную оправдать завышенную цену на консоль в $800. Платой за внешний вид является способность притягивать пыль и отпечатки пальцев, а умельцами выпущен аксессуар, способный залепить все порты консоли, защищая нутро технологичной консоли от пыли. 

Аналогично PS2, привод Blu-ray располагается на правой стороне консоли, однако диски загружаются не с помощью выезжающего лотка, а через отверстие дисковода, как в автомагнитолах. Также привод немного утоплен в корпус приставки, что придаёт ей некоторое сходство с приставкой NES. В логотипе "PlayStation 3" используется шрифт из фильма "Человек-паук", снятого одним из подразделений компании — Sony Pictures.

Технические проблемы

7 сентября 2009 года программа Watchdog на канале BBC ввела зрителей в курс проблемы "жёлтого огонька смерти", ожидающего 0.5% всех PlayStation 3. Жёлтый свет означает не специфичную аппаратную неисправность. В программе так же указывалось, что гарантия у PlayStation 3 всего год, так что, геймерам придётся раскошелиться на ремонт. 

В ответ на это директор по управлению Ray Maguire написал документ, критикующий программу, в частности за то, что это попытка подорвать доброе имя брендов Sony и Playstation. По его мнению, неисправности PlayStation 3, указанные в программе не являются дефектами производства.

Программное обеспечение

Интерфейс и операционная система
На приставке установлена полноценная операционная система, для которой через онлайн-сервис можно скачивать патчи и обновления. В систему включён веб-браузер, позволяющий просматривать интернет-страницы и проверять почту.

Графический интерфейс PS3 под названием Xross Media Bar (XMB) разработан на основе интерфейса портативной приставки PSP и является центром управления возможностями консоли. Из него можно получить доступ к пунктам: Пользователи, Настройки, Фото, Музыка, Видео, Игра, Сеть, Сеть PlayStation и Друзья. Программа позволяет просматривать фотографии и проигрывать музыку с фильмами. Кроме того, XMB обеспечивает совместимость с USB-устройствами - клавиатурой и мышью. Присутствует возможность общения между игроками, в том числе посредством голосового и видеочата. 

В интерфейсе используются два типа учётных записей — администраторской и пользовательской, с помощью которых родители могут ограничивать, например, количество денег, потраченных детьми в онлайн-магазине.

Операционная система может обновляться как напрямую через PlayStation Network, так и с носителей информации. Актуальная версия прошивки на 15 сентября 2009 года - 3.01.

На приставку можно установить операционную систему из семейства GNU/Linux, например такую как: YDL Linux (Yellow Dog Linux), Yellow Dog Linux for Sony PlayStation 3, Ubuntu, Fedora 7, однако будут недоступны некоторые возможности оборудования (например, 3D-ускоритель, т.к. Sony запретила доступ к RSX). С выпуском slim модели эту возможность убрали.

VidZone
VidZone - онлайн сервис загрузки музыки и видео, доступный их категории Музыка в XMB. Сервис позволяет бесплатно скачивать музыку и видео с сайта VidZone.tv, а это более 1.5 миллионов треков, 25000 клипов и 15000 реалтонов. Так же есть полный доступ к каталогам от Sony BMG и EMI. 

11 июня 2009 года сервисы VidZone для PlayStation 3 стали доступны в Европе и Австралии. Помимо просмотра клипов, их можно закачивать на PSP через Remote Play.

Игры

В США к моменту продаж PlayStation 3 было доступно 14 игр, и ещё три вышли до конца 2006 года. В первую неделю продаж выяснилось, что лучше всего разбирают Resistance: Fall of Man от Insomniac Games. Игру позитивно расхваливали сайты, включая GameSpot и IGN. На этих интернет ресурсах игру номинировали на премию "Игра Года 2006". А вот запуск нескольких игр, включая The Elder Scrolls IV: Oblivion, F.E.A.R. и Sonic the Hedgehog отложили на начало 2007 года. При запуске в Японии лучше всего разбирали Ridge Racer 7 и Mobile Suit Gundam: Crossfire, обе игры от Namco Bandai. К моменту запуска в Европе PlayStation 3 имела уже 24 игры. Из новых: Formula One Championship Edition, MotorStorm и Virtua Fighter 5. Игры Resistance: Fall of Man и MotorStorm стали самыми успешными в 2007 году (для PS3) и обе игры получили продолжения в виде Resistance 2 и MotorStorm: Pacific Rift.

31 марта 2009 года стала доступна информация, согласно которой было продано 174.9 миллионов игр для PlayStation 3.

Stereoscopic 3D

В декабре 2008 года Blitz Games анонсирует технологию, прибавляющую стереоскопический 3D эффект к играм и фильмам на Xbox 360 и PlayStation 3. Для PlayStation 3 запуск технологии был намечен на 2009 год с новым обновлением программного обеспечения PS3. Впервые технологию продемонстрировали на PS3 в январе 2009 года на Consumer Electronics Show. Журналистам показали Wipeout HD и Gran Turismo 5 Prologue в 3D. 

Медиаплеер

Помимо игр приставку с успехом можно использовать в качестве проигрывателя видео, как стандартного, так и высокой четкости (вплоть до 1920×1080). Фильмы можно смотреть и с Blu-ray- и с DVD-дисков (например, в формате DivX или MPEG-4), а также использовать приставку как клиента домашнего медиа-сервера (например, FreeNAS).

Реакция аудитории и прессы

С самого запуска системы отношение публики и прессы к приставке было неоднозначным. Некоторые журналисты отмечали доступность PlayStation 3 в магазинах США и Японии в первые дни продаж по сравнению с острым дефицитом Wii, и использовали этот факт как доказательство низкого спроса потребителей на систему. Также были сообщения о том, что некоторые японские магазины для увеличения спроса снижали цену на приставку в течении января 2007 года.

Из обзора PlayStation 3 на принадлежащем компании Microsoft сайте MSN: "PS3 - это универсальный мультимедийный "комбайн" для дома, оправдывающий возложенные на него ожидания... PS3 вполне достойна потраченных на неё денег/запрашиваемых за неё денег". А ресурс CNET выставил системе 8,8 баллов из 10 и поставил её в качестве устройства номер один, которое "нужно купить", восхваляя великолепные графические возможности и стильный дизайн, однако критикуя малое количество доступных игр. Ресурс Hexus Gaming подытожил обзор европейской версии словами: "…по мере того как PlayStation 3 будет взрослеть, а разработчики начнут создавать игры для неё, мы увидим, как PlayStation 3 откроется всем в качестве правильного выбора для игрока". А на GDC 2007 основатель компании Shiny Entertainment Дэвид Перри заявил: "Я считаю, что Sony создала лучшую игровую систему. Без сомнения, это лучшее игровое устройство на рынке".

Европейская ассоциация видео- и аудиотехники (EISA) наградила Sony за выдающиеся мультимедийные возможности PS3. Влиятельные журналы "Home Theater Magazine" и "Ultimate AV" высоко оценили возможности системы как проигрывателя Blu-ray дисков, заметив, что качество воспроизведения PS3 превосходит возможности многих отдельных Blu-ray-плееров, доступных сейчас на рынке. 

С другой стороны, PS3 получила восьмое место в списке "21 техническое разочарование 2006" от журнала "PC World" где её критиковали как "запоздавшую, дорогую и незаконченную" консоль. Сайт "GamesRadar" поставил PS3 на первое место среди игровых PR-провалов, в обзоре которого звучит вопрос о том, как "менеджерам Sony удалось за один год из самой ожидаемой игровой системы сделать объект ненависти и насмешек всего Интернета". Хотя, в заключение обзора, авторы высказывают мнение, что все проблемы системы вызваны "нераскрытым потенциалом". Сильное разочарование игроков от старта консоли стало основной темой журнала "Electronic Gaming Monthly" в феврале 2007 года, где была опубликована статья "BattleStation!", в которой журнал напечатал критические отзывы многих игроков, аналитиков и разработчиков по поводу PS3. Также "EGM" взяло интервью у Джека Треттона, начальника оперативного управления американского отделения Sony. В интервью Треттон так объяснил негативную реакцию людей: "Кто-то <в отличие от нас> ждет от PS3 ошибок и провалов - и, не дождавшись, начинает выдавать желаемое за действительное". Треттон также посмеялся над комментариями "EGM" относительно низких продаж консоли, заявив: "Если вы найдёте PS3 в магазинах США, которая пролежит на полке дольше пяти минут, я дам вам 1200 долларов за это". Данное заявление вызвало большой резонанс в сети. Так, создатели комиксов "Penny Arcade!" в виде комикса пошутили, что Треттон теперь должен им 13,200 долл., так как они нашли 11 приставок в магазинах недалеко от их офиса.

Интересные факты

Астрофизик Гаурав Ханна (Gaurav Khanna) использовал 16 приставок PlayStation 3 для создания "суперкомпьютера", пишет издание Reghardware. Ученый соединил приставки недорогим Ethernet-адаптером, а для внесения данных в консоли загрузил их под операционной системой Linux.

Получившуюся систему он использует для исследования активности чёрных дыр для факультета физики Массачусетского университета. С помощью данного проекта Ханна хочет описать свойства гравитационных полей, которые возникают при столкновении чёрных дыр. 

PlayStation 3 - единственная Next-Gen консоль, которая не была взломана. А не взломана она была в виду нерентабельности, так как BD болванки и приводы ещё недостаточно распространены, но это может изменится в будущем с популяризацией технологий BD (Blu-Ray). В интернете регулярно возникают утки о взломе консоли, но много шума вызвало сообщение от некого пользователя, который сообщил некоторые подробности взлома консоли путём манипуляций с жёстким диском консоли и программным обеспечением. Но он отказался публиковать способ взлома и тем самым дать возможность его доказать или опровергнуть. С августа 2009 года о нём ничего не известно.

Технические данные PS3

Теоретическая мощность PlayStation 3 составляет два триллиона операций с плавающей точкой в секунду (2.18 Терафлопов), что в 35 раз превосходит возможности PlayStation 2. Приставка поддерживает и базируется на открытых API. 

Центральный процессор
Инженеры компаний IBM и Sony совместно разработали эксклюзивный многоядерный процессор Cell BE, работающий на частоте 3,2 ГГц. Основной блок (PPE) сделан на базе процессора PowerPC от IBM и имеет восемь синергических ядер (SPE). PPE имеет 512 Кб кэша второго уровня L2 и один блок векторных вычислений VMX (AltiVec). Каждое из 8-ми SPE-ядер — это RISC-процессор со 128-битными SIMD и суперскаллярными функциями. Синергические ядра имеют по 256 Кб программно-адресуемой SRAM-памяти.
Рабочими являются только семь ядер, восьмое - дополнительное и предназначено для улучшения производительности путём распределения мощности между остальными ядрами. Если одно из восьми ядер получит дефект при производстве, то оно может быть отключёно без необходимости объявления дефектности всего процессора.

Графический процессор
Чип RSX или "Синтезатор реальности" был разработан компаниями NVidia и Sony.

  • Чип: NVidia NV47
  • Частота: 550 МГц
  • Теоретическая мощность вычислений встроенных и программируемых функций: 1,8 Тфлопа (триллионов операций с плавающей точкой в секунду)
  • Полный высококачественный вывод (вплоть до HDTV) на 2 канала
  • В графическом процессоре используются многоканальные программируемые параллельные шейдерные конвейеры, которые используют вычисления с плавающей точкой
  • 136 шейдерных операций за проход
  • 74,8 миллиарда шейдерных операций в секунду (100 миллиардов вместе с центральным процессором)
  • 33 миллиарда скалярных произведений в секунду (51 миллиард вместе с ЦП)
  • 128-битная точность пикселя используется для качественной отрисовки сцен с HDR
  • 256 МБ графической памяти

?Память

Используется два вида памяти - основная высокопроизводительная память Rambus XDR и дополнительная GDDR3:

  • 256 МБ Rambus XDR DRAM, работающая на частоте CPU (3,2 ГГц)
  • 256 МБ GDDR3 VRAM, частота - 700 МГц

Теоретическая пропускная способность системы

  • 25.6 Гб/с для главной памяти XDR DRAM: 64 бита x 3.2 ГГц
  • 22.4 Гб/с для GDDR3 VRAM: 128 бит x 700 Мгц x 2 доступа к памяти за один проход
  • RSX 20 Гб/с (запись), 15 Гб/с (чтение)
  • SB 2.5 Гб/с (запись), 2.5 Гб/с (чтение)
  • 204.8 Гб/с Cell Element Interconnect Bus (теоретическая пиковая производительность)
  • Cell FlexIO Bus: 35 Гб/с исходящий, 25 Гб/с входящий (7 исходящих и 5 входящих каналов шириной 1 Байт, оперирующих на частоте до 5 ГГц). Эффективная пропускная способность обычно составляет 50-80 % от общей.

Подключение аудио и видео

PlayStation 3 поддерживает многочисленные способы подключения видео как стандартного разрешения (SD), так и высокого (HD) и аудио. Пользователь может задать любой из 3 выходов (совмещённый AV, HDMI или S/PDIF) для вывода аудио и совмещённый AV или HDMI для вывода видео в любой комбинации. Аудио/видео кабели от PlayStation 2 полностью совместимы с PlayStation 3, так как приставка оборудована таким же совмещённым разъёмом "A/V Multi Out".

Аудио

  • Аналоговый стерео сигнал (2.0) через AV кабель
  • Цифровой сигнал через оптический S/PDIF выход. Поддерживаемые форматы: от 2.0 LPCM, до 5.1 Dolby Digital и 5.1 DTS
  • Цифровой сигнал максимального качества через HDMI выход. Поддерживаемые форматы вплоть до 7.1 LPCM, Dolby TrueHD и другие High Definition аудио форматы

HD видео

  • HDMI кабель: 1080p (HD), 1080i (HD), 720p (HD), 576p (ED PAL), 480p (ED NTSC)
  • Кабель D-Terminal (SCPH-10510) (Япония)
  • Компонентный AV (YUV) кабель (SCPH-10490): 1080i (HD), 720p (HD), 576p (ED PAL)/576i (SD PAL), 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)

SD видео

  • RGB Peritel (SCART) кабель (Европа): 576p (ED PAL)/576i (SD PAL), 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC)
  • AV Multi кабель: 480p (ED NTSC)/480i (SD NTSC) (Япония)
  • S-Video кабель (SCPH-10480): 576i (SD PAL), 480i (SD NTSC)
  • AV (композитный / RCA) кабель (SCPH-10500): 576i (SD PAL), 480i (SD NTSC)

Хранение данных

Все игры для PlayStation 3 поставляются на дисках формата Blu-ray, однако привод приставки позволяет проигрывать обычные DVD и CD-диски.

Коммуникации

  • Порт Gigabit Ethernet
  • IEEE 802.11g Wi-Fi
  • Bluetooth 2.0
  • USB 2.0 (четыре порта спереди консоли (на версии с объемом 60/80/160 ГБ) и два порта на версии с объемом 40гб)

?