Nintendo Wii - игровая приставка (название произносится как англ. местоимение we [мы]), 5-я домашняя консоль от Nintendo и наследник Nintendo GameCube. До 27 апреля 2006 г., когда было объявлено официальное название консоли, она носила кодовое имя Revolution. Хотя компания Nintendo не позиционирует свою приставку Wii как соперника PlayStation 3 и Xbox 360, её причисляют к седьмому поколению по времени выхода (период между релизами Xbox 360 и PS3), а также по инновационным игровым контроллерам. Nintendo утверждает, что Wii ориентирована на более широкую аудиторию, чем у обоих конкурентов: "Wii - новая игровая система от Nintendo, разрушающая стереотипы, согласно которым человечество делится на страстных поклонников видеоигр и людей разумных. Wii - это небывалая вовлеченность игрока в игру. В то же время это общение между вами и членами вашей семьи, вашими друзьями и даже совершенно незнакомыми людьми на другом конце Земли."

Отличительной чертой Nintendo Wii является беспроводной контроллер "пульт Wii" (англ. Wii Remote), который можно использовать как обычный пульт управления. Но главная его фишка в том, что он регистрирует изменение своего положения во всех трёх измерениях пространства, открывая огромные возможности для создателей инновационных игр. Другая приметная фишка приставки - интернет сервис WiiConnect24 с широкими возможностями. Для игроков предыдущих поколений есть целая плеяда "подарков", начиная с возможности беспрепятственного запуска всех официальных игр Nintendo GameCube, подключения к портативным приставкам Nintendo последних двух поколений и заканчивая сервисом Virtual Console, с её всеобъемлющей библиотекой игр прошлого!

По состоянию на 31 декабря 2008 года продажи Wii превосходят PlayStation 3 и Xbox 360. Не совру, если скажу, что и в данный момент система удерживает лидерство.

История создания

Консоль была задумана ещё в 2001 году, тогда ещё Nintendo GameCube не была выпущена в продажу. Игровой дизайнер Nintendo, легендарный - Шигэру Миямото (Shigeru Miyamoto) рассказал, что концепт возник после идеи ухода от прямого конкурирования в сторону новой формы игровой интерактивности. "Мы пришли к консенсусу, что мощь не является ключевым фактором для консоли. Слишком много мощных консолей не смогут сосуществовать. Это как растить яростных динозавров. Они будут сражаться друг с другом, пока не вымрут". 
Двумя годами позже инженеры и дизайнеры собрались вместе для дальнейшего продвижения концепта. Впервые публично о консоли упомянули в 2004 году на пресс конференции Electronic Entertainment Expo (E3). На E3 2006 года консоль заняла первые места в нескольких номинациях.
Говорят, Nintendo DS оказала влияние на дизайн Wii. Дизайнер Кеничиро Ашида (Kenichiro Ashida) отметил, "Мы думали о DS пока работали над Wii. Мы подумывали скопировать интерфейс сенсорного экрана DS и даже есть соответствующий прототип". Идею, естественно, забраковали, так как две игровые системы не должны быть идентичными. 

Название

До 27 апреля 2006 года консоль была известна под кодовым названием "Revolution", вплоть до E3. Сама Nintendo рекомендует называть систему "просто Wii, а не Nintendo Wii". Wii стала первой домашней консолью от Nintendo,  выпущенной за пределами Японии без названия компании в наименовании приставки. Во множественном числе название часто произносят "Wiis", но Nintendo озвучила официальную форму множественного числа - "Wii systems" или "Wii consoles". В слово "Wii" вложено много смысловых идей. Две буквы "i" символизируют двух людей, сидящих друг напротив друга, игроков, собравшихся вместе, а так же это пульт Wii и Нунчак (англ. Nunchuk). Компания выдвинула много причин названия, с момента его первого анонсирования, вот лучшие:

"Wii произносится как английское we ("мы"). Название говорит само за себя: эта игровая система - для всех. Wii - название, которое легко запомнить и произнести говорящим на разных языках людям в разных странах и во всех уголках мира. Название Wii уникально. Это не аббревиатура и не серийный номер. Просто Wii ..."

Запуск системы

Старт продаж Wii для различных частей света: Северная Америка - 19 ноября (249,99$), Япония - 2 декабря (?25,000), Южная Америка и Австралия - 7 декабря, Европа - 8 декабря. В Великобритании спрос был так высок, что не удалось выполнить все предварительные заказы на 179-ти фунтовую консоль. В России Wii начали продавать только 22 декабря 2006 года! 26 декабря 2006 года Nintendo анонсирует дату начала продаж консоли в Южной Корее - конец 2007 года. Однако, 28 октября 2007 года Сатору Ивата анонсирует запуск Wii 26 апреля 2008 года, а так же рассказывает о планах начать продажи в Китае в том же году. Во всём вина фантастического спроса, заводы не успевали за ним. 
14 ноября было подтверждено, что к моменту запуска продаж в обеих Америках будет доступна 21 игра, и ещё 12 будут выпущены до конца 2006 года. Игра Wii Sports входила в комплект с приставкой во всех регионах, кроме Японии и Южной Кореи. Цена на игры была установлена на отметке 50$.

В 2007 году продажи Wii уступали только продажам Nintendo DS. В 2008 году Wii осталась на позициях лучшей продаваемой домашней игровой системы в Японии - 2.908.342 единиц. В США всё тоже было очень круто, до 1 июля 2008 года продано 10.9 миллионов Wii (NPD Group), а к 1 ноября продажи выросли до 13.4 миллионов в США, а это почти на 2 миллиона больше, чем Xbox 360 и более чем в 2 раза больше, чем PlayStation 3.
В Японии, по состоянию на 28 декабря 2008 года Wii разошёлся 7.526.821-м тиражом (Enterbrain). 25 марта 2009 года на Конференции Разработчиков Игр Сатору Ивата не забыл упомянуть, что продажи Wii во всём мире достигли 50 миллионов.

Пока Microsoft и Sony терпели убытки, продавая свои консоли ниже себестоимости и надеясь в далеком будущем получать прибыль с продаж игр, Nintendo с каждой проданной Wii получила прибыль. 23 сентября 2009 года Nintendo говорит о первом снижении цен на консоль. В США новая цена составила 199.99$ (с 27 сентября 2009). В Японии с 1 октября 2009 года цена опустилась до ?20,000. В Европе (за исключением Великобритании) цена на Wii упала до 199 евро.

Возможности

Функциональность Wii может быть увеличена не только устройствами, подключаемыми извне, но и изнутри, посредством обновления программного обеспечения через сервис WiiConnect24.

Каналы Wii (Меню Wii)

Одной из целей, которые ставили для себя создатели  Wii, было увеличение количества каналов на домашнем телевизоре. Интерфейс Каналов Wii разработан по принципу обычных телеканалов. Каналы на экране расположены в виде таблицы 4x3 и навигация по ним, как все уже догадались, осуществляется посредством пульта Wii - Wii Remote. Каналы на экране можно располагать в любом порядке, кроме Дискового канала, который всегда находится в левом верхнем углу.
На данный момент русскоязычных каналов Wii, к сожалению, не существует.

Обратная совместимость

GameCube

Wii совместима со всеми официальными играми Nintendo GameCube. Дисковод консоли сам распознаёт вставляемые диски. Для игры необходим геймпад GameCube, а для сохранения состояния игры необходима карта памяти для GameCube. Wii, выпущенные для Южной Кореи обратной совместимостью вообще не обладают.

Виртуальная консоль (Virtual Console)

Виртуальная консоль позволяет запускать на Wii приобретённые через интернет игры для приставок NES, SNES, Nintendo 64, SG-1000, Mark III, Sega Master System, Mega Drive/Genesis, TurboGrafx-16 и TurboGrafx-CD, SNK Neo Geo AES, Commodore 64 (Европа и США) и MSX (Япония). Virtual Console Arcade позволяет загружать аркадные игры.

WiiWare

WiiWare представляет собой сервис для загрузки из сети интернет несложных, чаще всего Wii-эксклюзивных игр. Среди наиболее известных проектов - Final Fantasy Crystal Chronicles: My Life as a King, Lost Winds, Mega Man 9, Pop, Toki Tori, World of Goo.

Устройство

Консоль

Nintendo Wii - самая маленькая приставка 7 поколения. Её размеры составляют 44 мм в ширину, 157 мм в высоту и 215,4 мм в длину. Чтобы визуально представить себе эти размеры - положите 3 футляра от DVD дисков друг на друга. Весит система 1.2 кг, а это опять же, рекорд легковесности для систем 7 поколения. Приставку можно разместить либо вертикально (при этом консоль можно закрепить в специальной подставке), либо горизонтально.

В передней части системы имеется иллюминированный щелевой слот для 12-ти сантиметровых оптических дисков Wii одно- и двухслойных, либо игровых дисков от Nintendo GameCube. В тыльной части находятся два USB порта. Слот для SD карточек спрятан под крышечкой на лицевой стороне консоли. Крышечка в верхней части приставки прячет под собой 4 порта для контроллеров GameCube и 2 разъёма для карт памяти GC.

На начало запуска Wii в комплект поставки входила консоль, стойка, круглый прозрачный стабилизатор для стойки, один пульт Wii, один Нунчак, Сенсорная Панель (Sensor Bar), стойка для сенсорной панели, источник питания, две батарейки АА, один композитный (SCART), компонентный и S-VHS кабель для подключения к телевизору и руководство. Все регионы, кроме Японии и Южной Кореи имели в комплекте игру Wii Sports.

Инновационный контроллер и другие аксессуары

Консоль уникальна своим контроллером - "Wii Remote" (пульт Wii в русской редакции), который регистрирует изменение своего положения во всех трёх измерениях пространства. Для этой цели служат датчики перемещения (акселерометры) и система инфракрасного определения позиции в трёхмерном пространстве посредством Сенсорной Панели. Управление осуществляется как традиционным нажатием на кнопки, так и просто перемещением контроллера. С приставкой пульт Wii "общается" посредством Bluetooth, и кроме всего прочего имеет встроенный динамик и вибро-механизм, что даёт дополнительную обратную связь игры с игроком. Питается контроллер от двух AA батареек. Сам контроллер может комбинироваться со многими выпущенными специально для Wii аксессуарами (рули, пистолеты, ракетки, кии, удочки) чтобы сделать процесс игры более интересным.

Нунчак так же имеет акселерометры, аналоговый джойстик и две кнопки-триггера. Как и пульт Wii, он, помощью удобного ремешка крепится на кисти руки, что защищает от падений и возможных повреждений. Нет ничего веселее, чем улетающий в стекло джойстик :)

Wii MotionPlus по заявлению Nintendo так же революционен как появления Wii. Он подключается к Wii Remote и увеличивает точность считывания ваших движений пультом в трехмерном пространстве.

Технические характеристики Wii

Nintendo намеренно скрывает технические характеристики Wii, подтверждая лишь то, что это расширение архитектуры Nintendo GameCube. По некоторым данным, Wii мощнее своего предшественника в 1.5 - 2 раза, что звучит смешно на фоне других приставок 7 поколения.

Процессор

  • Broadway, разработан совместно с IBM на базе PowerPC, выполнен по 90 нм технологическому процессу с использованием технологии SOI CMOS, рабочая частота 729 МГц
  • Максимальная пропускная способность - 1.9 гигабайта в секунду

Память

  • Память - 88 Мб основной памяти (24 Мб "внутренней" 1T-SRAM в графическом модуле и 64 Мб "внешней" GDDR3 SDRAM).
  • В распоряжении GPU (графического процессора) - дополнительные 3 Мб памяти, предназначенной для текстур и видеобуфера
  • Пропускная способность 4 гигабайта в секунду
  • 512 мегабайт встроенной флэш-памяти для хранения сохранений игр, программного обеспечения и обновлений.

Видеосистема

  • Видеопроцессор - ATI "Hollywood" GPU с частотой 243 МГц; Выполнен по 90 нм CMOS процессу.
  • Поддержка 480p (PAL/NTSC), 480i (NTSC) или 576i (PAL/SECAM), в стандартах 4:3 и 16:9.

Аудио

  • Система совместима с Dolby Pro Logic II;
  • В пульт Wii встроен динамик

Разъёмы и периферия

  • До четырёх контроллеров Wii Remote (пультов Wii), подключаемых через Bluetooth
  • 4 порта для джойстиков от GameCube
  • 2 USB 2.0 разъёма для подключения периферийных устройств
  • 2 разъёма для подключения карт памяти GameCube Memory Card
  • Разъём для подключения SD карты с целью расширения встроенной флэш-памяти  (с System Menu 4.0 поддержка карточек SDHC)
  • Композитный, SCART-RGB, компонентный выходы для подключения к телевизору
  • Порт питания для Sensor Bar
  • Порт для аксессуаров на пульте Wii
  • Опционально USB клавиатура для ввода сообщений
  • Модуль беспроводной связи Mitsumi DWM-W004 WiFi 802.11b/g
  • Совместимость с опциональными LAN адаптерами для USB
  • MultiAV для вывода композитного сигнала, S-video, RGB SCART и VGA.

Накопители

  • 512 Мб встроенной NAND флэш памяти
  • Возможность сохранения на SD и SDHC карты памяти (до 32 Гб)
  • Nintendo GameCube Memory Card (для сохранения игр GameCube)
  • Щелевой слот для приёма 8 см игровых дисков Nintendo GameCube и 12 см Wii Optical Disc
  • Mask ROM от Macronix

?